Как-то раз приключился у меня отличный разговор с сыном-пятиклассником. У Матвея первых двух уроков не было, потому он завтракал и собирался не торопясь. Вот тоже, кстати, я училась в школе более 20 лет назад, но если учитель заболел, урок не отменяли, а заменяли другим, или просто вызывали старосту (в старших классах) и обязывали следить за порядком: "пусть все читают учебник!" В крайнем случае, если урок был последним, могли отпустить, но под большое "шушушу", чтобы никто не узнал.
Такой экскурс в прошлое - неспроста, потому что Матвей меня что-то про скаутов спросил (я же скаут с нынешнего лета:)), и вот так слово за слово зацепились за тему и спонтанно получилось "утро воспоминаний о том времени, когда моя мама была как я сейчас". Среди прочего я Матвею говорю: всегда помни и других поправляй - скауты были раньше пионеров, в прошлом году российскому скаутингу уже 100 лет исполнилось, а пионерской организации еще и 90 нет. И если быть объективными, то именно пионеры многие атрибуты (галстуки, салют, приветствие) у скаутов переняли, а уж никак не наоборот, как обычно принято считать.
Тут Матвей стал спрашивать про пионеров - про скаутов-то он давно все знает, с двух лет в лагеря ездил. В результате у нас с ним получился разговор о системе внеклассной работы в средней советской школе.
Я ему рассказала, что сначала, ближе к концу первого класса детей принимали в октябрята (выдавали звездочку-значок). У октябрят было пять правил, что-то типа слушаться старших, быть аккуратным и т. п. Потом, ближе к концу третьего класса, самых прилежных октябрят начинали принимать в пионеры. тут уже было все серьезнее. У пионеров было штук десять законов, которые набо было знать (и выполнять), торжественное обещание, на шею повязывали красный галстук, выдавали пионерский значок. Пионерский салют, будь готов-всегда готов (первая часть - девиз скаутов!). Все серьезно, короче. Классе в седьмом, можно было заслужить почетную честь стать старшим пионером - и можно было в галстуках уже не ходить и значок был другой. А уж старшие пионеры по достижении 14 лет могли, если хотели - вот в чем отличие от октябрят и пионеров, - вступить в комсомол.
Еще я рассказывала про систему Ленинских зачетов - что это вообще такое. И вот в итоге Матвей меня спрашивает: ну и чем это было плохо? Что плохо? - не поняла я. - Ну вот это все? Почему эту систему отменили?
Отличный вопрос, не так ли? Нам-то взрослым, которые все это прошли, понятно, что не отменили, а развалилось, потому что развалилось и все остальное вокруг. Да и как представишь, что подобная система в обязательном насильном порядке введена по всей стране под эгидой... Но вдумайтесь: я-то рассказывала про октябрят-пионеров без политической составляющей (которая, как ни крути, была главной) и без нее это, на самом деле, не такая уж плохая была система. Да, она была заформализованой просто вусмерть, если за дело брались какие-нибудь фанатики (помню, на совете дружины нас заставляли вставать и хором петь гимн). Но по сути своей она была очень неплоха - и с точки зрения тех самых правил и законов, и с позиций атрибутики.
Сейчас в школах пытаются заполнить образовавшуюся лакуну мэрами классов, министрами, советами школьников, еще какими-то структурами, но единой грамотно выстроенной и мощной воспитательной системы нет.
Я не за то, чтобы вернуть октябрят с пионерами. Я за то, что подобная большая протяженная ролевая игра (а пионерия именно этим, по сути своей, и была) в школах появилась.
Я уверена, что это важно.
Ася ГАЛКИНА
|