Круглый стол «Судьба национального образования: обсуждение проекта Федерального закона» прошел в Иркутске в понедельник, 13 декабря. Участники раскритиковали законопроект «Об образовании в РФ», представленный для обсуждения президентом страны. Эксперты уверены, что его принятие грозит снижением качества образования, «москвизацией дипломов», сокращением бюджетного финансирования сферы и, как следствие, нарастанием социальной напряженности.
Обсуждение организовал Юридический институт Иркутского государственного университета. По мнению директора института Олега Личичана, механизм реализации закона не продуман, при этом документ недостаточно концептуально проработан и создан с нарушениями юридической техники. Участники обсуждения считают, что сегодня государство не готово к коренной реорганизации системы. По мнению кандидата юридических наук Максима Тирских, действия органов госвласти могут привести к ситуации, близкой к хаосу.
Виктор Чебунин, кандидат экономических наук, считает, что в законопроекте то и дело видны «уши Минфина, который пытается сократить расходы» федерального бюджета на социальную сферу и образование: «думаю, что в случае принятия законопроекта Россия «покраснеет» и очень серьезно. Продавливать этот законопроект будет тот, кто хочет, чтобы в России началась социальная буря».
– Сейчас федеральный бюджет обеспечивает обучение более двух с половиной миллионов студентов. Однако документ содержит хитрый норматив, по которому финансирование обучения из бюджета резко сократится: студентов-бюджетников останется приблизительно миллион. Также можно представить, что произойдет после отмены начального профессионального образования, которое сейчас выполняет функцию сиропитательного дома, – говорит Виктор Чебунин.
Документ предлагает новую, непроработанную систему образования. В нем не прописано, каким будет послевузовское образование, непонятно, где будут готовиться кандидаты наук. По мнению кандидата юридических наук Нины Аполинской, соблюдена только внешняя атрибутика болонского процесса, так как нормы в законе противоречат международным. «Россия снова пошла своим непонятным путем», – говорят специалисты.
Бакалавриат предлагается разделить на прикладной и академический, при этом колледжи по примеру системы образования США станут ступенью высшего образования. Виктор Чебунин уверен, что общество не готово к таким переменам: «Я спросил своих студентов, хотели бы они получать высшее образование в колледже. Все как один ответили, что ушли бы из такого учебного заведения».
По словам Виктора Чебунина, франчайзинг в образовании приведет к «москвизации» дипломов по всей стране. В случае, если столичные вузы начнут продажи франшиз и открыть университет можно будет где угодно и какой угодно, то говорить о качественном образовании не придется. Кроме этого, положения об образовательном кредите сводятся не к государственной поддержке, а к банкам, которые «как не давали кредиты на образование, так и не будут их давать», считает кандидат наук.
Напомним, первоначальная редакция закона опубликована в мае на сайте министерства образования и науки России и уже тогда вызвала критику. С тех пор к законопроекту поступили сотни страниц поправок, его новая редакция представляет собой 19 глав, 140 статей на 241 странице. Такой большой объем, объясняют специалисты, продиктован тем, что законодатель попытался создать документ, который будет комплексно регулировать сферу образования.
Однако участники круглого стола сомневаются, что закон станет надежным правовым фундаментом образовательных отношений. В первую очередь он нужен будущим студентам и их родителям. Но для них он будет недоступен не только из-за объема, большого даже по меркам профессиональных юристов, но и из-за отсылочности к различным подзаконным актам.
России необходим новый законопроект об образовании, но не такой, считают эксперты. По результатам круглого стола ЮИ ИГУ подготовит пакет предложений и направит его в министерство образования и науки РФ. Текст законопроекта доступен для комментариев на сайте zakonoproekt2010.ru до 1 февраля будущего года.
|